Всесторонний подход в психодиагностике
А. Л. Гезелл заложил основы диагностики, предложив разделить оценку развития маленького ребенка на несколько областей: речь, моторика, адаптивное поведение и социально-личностное поведение (см. Рис. 1).
Сегодня развитие ребенка изучают врачи различных специальностей, педагоги, психологи, врачи. Каждый специалист использует свои методы диагностики, что создает проблему фрагментированного восприятия общего состояния здоровья и развития ребенка.
Современные тенденции в оценке развития детей первых лет жизни:
1. Перенос акцента с показателей познавательного развития маленького ребенка на параметры эмоционального и социального развития. Согласно концепции С. Гринспена именно эмоции и опыт ранних социальных отношений являются базовыми компонентами развития, в свою очередь влияющими на возможности интеллектуального развития и обучения.
2. Понимание принципиальной важности отношений с близкими взрослыми для развития и психического здоровья ребенка любого возраста. Психодиагностика младенческого и раннего возраста обязательно включает исследование отношений ребенка с его ближайшим окружением, в первую очередь, — с матерью.
Междисциплинарный подход (Рис. 2), объединяющий оценки специалистов разных профилей в единую картину, признается необходимым, но труднодостижимым. Важной проблемой остается недостаточная обеспеченность российских специалистов современными диагностическими инструментами и коррекционными методиками, что требует внимания со стороны организаторов науки.