Всесторонний подход в психодиагностике

La Danse by Anri Matiss
La Danse by Anri Matiss

А. Л. Гезелл заложил основы диагностики, предложив разделить оценку развития маленького ребенка на несколько областей: речь, моторика, адаптивное поведение и социально-личностное поведение (см. Рис. 1).

Диагностика раннего детского развития по А. Л. Гезеллу
Рис. 1. Диагностика раннего детского развития по А. Л. Гезеллу

Сегодня развитие ребенка изучают врачи различных специальностей, педагоги, психологи, врачи. Каждый специалист использует свои методы диагностики, что создает проблему фрагментированного восприятия общего состояния здоровья и развития ребенка.

Современные тенденции в оценке развития детей первых лет жизни:

1. Перенос акцента с показателей познавательного развития маленького ребенка на параметры эмоционального и социального развития. Согласно концепции С. Гринспена именно эмоции и опыт ранних социальных отношений являются базовыми компонентами развития, в свою очередь влияющими на возможности интеллектуального развития и обучения.

2. Понимание принципиальной важности отношений с близкими взрослыми для развития и психического здоровья ребенка любого возраста. Психодиагностика младенческого и раннего возраста обязательно включает исследование отношений ребенка с его ближайшим окружением, в первую очередь, — с матерью.

Рис. 2. Междисциплинарный и мультидисциплинарный подходы
Рис. 2. Междисциплинарный и мультидисциплинарный подходы

Междисциплинарный подход (Рис. 2), объединяющий оценки специалистов разных профилей в единую картину, признается необходимым, но труднодостижимым. Важной проблемой остается недостаточная обеспеченность российских специалистов современными диагностическими инструментами и коррекционными методиками, что требует внимания со стороны организаторов науки.

Источник: Трушкина С.В. Мультидисциплинарный подход к диагностике, терапии и профилактике нарушений развития у детей в первые годы жизни // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 3–8. DOI: 10.17759/autdd.2024220101.