Тестирование в СССР и России
Интересно сравнить то, как Советский Союз боролся с «евгеникой», а современная Россия — поощряет. В 20–30 годах XX века в СССР была широко распространена практика психологического тестирования детей, пришедшая в страну из-за рубежа — своего рода шляпа Гриффиндора (Рис. 1), распределяющая учащихся в соответствии с их способностями.
Практически сразу возникла проблема: наилучшие результаты показывали дети из благополучных семей, что лишало детей из менее благополучных на успешное будущее — их признавали «дефективными» и «трудными», удаляли в спецшколы особого вида. Возникала своего рода классовая дискриминация, что не понравилось ЦК ВКП(б) — начались гонения на педологов, а от практики тестирования было решено отказаться (Постановление Центрального Комитета ВКП(б) о педологических извращениях в системе Наркомпросов от 4 июля 1936 г).
Связь интеллекта родителей и детей действительно существует, но потенциал ребенка можно реализовать только при условии его активной вовлеченности: задатки + способности. Например, же в детском лепете любого ребенка скрыта возможность к освоению всех языков мира. Если любого ребенка окружить репетиторами и приложить усилия, то он будет обладать существенным преимуществом над того, у кого такой возможности нет.
В настоящее время практика тестирования детей в школах вновь внедрена и набирает свои обороты: теперь для того, чтобы первоклашке попасть в хороший класс требуется много родительского времени и помощь репетиторов.
Татьяна Черниговская как-то заметила, что в скором времени только незначительное количество детей будет иметь доступ к очному образованию в виду его дороговизны, оставшиеся же будут иметь доступ только к дешевому суррогату — дистанционному образованию.
Чем не деление на «одаренных», как в 20–30 годах, перед которыми будут открыты все двери и «дефективных», которым будет вырваться в люди ничуть не легче, чем во времена крепостного права? Новые дворяне, новые крестьяне.