Методы «Ясный язык» и «Социальные истории»

Ясный язык

Оглавление

В современном мире доступ к информации играет важную роль в жизни каждого человека. Однако для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) доступ к информации, особенно на медицинскую тематику, может быть затруднен из-за особенностей восприятия и обработки текстовых данных. Методы «Социальные истории» и «Ясный язык» помогают сделать медицинские тексты понятными и доступными, устраняя языковые и информационные барьеры.

Проблемы восприятия медицинской информации у людей с РАС

Люди с аутизмом часто сталкиваются с трудностями в понимании текстов и вербальной информации. Они могут воспринимать информацию фрагментарно или с искажениями, что осложняет понимание сложных медицинских терминов и инструкций. Поскольку посещение медицинских учреждений зачастую связано с дискомфортом и даже стрессом для людей с РАС, адаптация информации на медицинскую тематику может сыграть решающую роль в обеспечении их спокойствия и комфорта.

Метод «Ясный язык»

«Ясный язык» — это методика упрощения текстов, делая их понятными для людей с особенностями в восприятии. Она была создана для людей с ментальными и сенсорными нарушениями, для пожилых людей, а также для тех, для кого язык текста не является родным.

Основные принципы метода:

• Простота слов и предложений: упрощение текста достигается за счет избегания сложных слов и профессиональной терминологии. Каждое предложение начинается с новой строки, что упрощает восприятие.

• Оформление текста: используются понятные шрифты, минимизация лишних деталей и красок, которые могут отвлекать.

• Простота графики: если текст сопровождается иллюстрациями, они должны быть предельно ясными и точно отражать содержание текста.

Метод «Социальные истории»

Метод «Социальные истории» разработан для повышения социальной компетентности у людей с аутизмом и применяется для подготовки к различным жизненным ситуациям. Социальные истории представляют собой короткие рассказы с подробными, понятными иллюстрациями, которые описывают социальные ситуации, процессы или события и помогают людям с аутизмом подготовиться к взаимодействию с окружающим миром. В контексте медицины социальные истории могут охватывать такие темы, как визит к врачу, сдача анализов, ожидание очереди в клинике.

Основные принципы метода:

• Подробное описание событий: каждая история описывает, что может произойти в конкретной ситуации, например, что пациент почувствует или увидит.

• Фокус на визуальной поддержке: простые иллюстрации помогают понять и закрепить последовательность действий и ожидаемое поведение.

• Обучение социальным нормам: люди с РАС лучше понимают, как вести себя в ситуациях, вызывающих тревогу или недоумение.

Практическое применение

В Городском психолого-педагогическом центре Москвы специалисты используют сочетание этих методов, чтобы создать доступные медицинские тексты для людей с аутизмом. Например, текст о процедуре чистки зубов был адаптирован так, чтобы каждый шаг был четко и просто описан, а также сопровожден визуальными подсказками. Также социальные истории могут быть адаптированы для других ситуаций, таких как сдача анализа крови или прохождение МРТ.

Как «Ясный язык» и «Социальные истории» меняют подход к медицинскому обслуживанию

Сочетание этих методов помогает облегчить восприятие информации для людей с РАС, минимизировать стресс от общения в медицинских учреждениях и улучшить качество жизни. Эти подходы, разработанные для людей с особенностями восприятия, могут применяться и для других категорий — пожилых людей, иностранцев или даже детей.

Заключение

Создание доступных медицинских текстов — важный шаг к инклюзии, который делает медицинскую помощь более человечной и эффективной. Использование «Ясного языка» и «Социальных историй» открывает двери к информации и формирует безопасное и дружелюбное пространство для людей с РАС.

Источник: Колганова А.С. Обухова А.В. Адаптация и создание доступных текстов на медицинскую тематику для людей с аутизмом с использованием методов «Социальные истории» и «Ясный язык» // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 1. C. 15—21. DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210102.