Клинические рекомендации РАС — 2024

The Truly Great Team That I Have by Jeremy Sicile-Kira
The Truly Great Team That I Have by Jeremy Sicile-Kira

Оглавление

Обновленный проект клинических рекомендаций «Расстройства аутистического спектра у детей», разработанный Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику и Союзом педиатров России, одобрен Научно-практическим советом Минздрава России 30 мая 2024 года.

Общая информация

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение нейропсихического развития, для которого характерна триада, предложенная Лорной Уинг (Рис. 1).

Рис.1. Триада симптомов РАС (триада Лорны Уинг)
Рис.1. Триада симптомов РАС (триада Лорны Уинг)

Для РАС характерно

1. Проявление в раннем детстве.

2. Отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций.

3. Отставание и задержка социально-коммуникативных навыков.

4. Сохраняется на протяжении всей жизни.

Этиология

Множество факторов влияет на возникновение РАС, но ведущее значение принадлежит генетическим и средовым (Рис. 2.). Не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС.

Этиология РАС
Рис. 2. Этиология РАС

Патогенез

• Не существует единой концепции патогенеза РАС. До настоящего времени не описано единого механизма формирования РАС как на биохимическом, так и на структурном уровне.

• Большинство теорий связывает развитие РАС с нарушением процесса созревания центральной нервной системы, как следствие — нарушение нормального развития психических функций. В основе РАС может лежать избыточное образование синаптических связей и общее увеличение размера головного мозга в первые годы жизни ребенка.

• Приводятся данные о нарушении миграции нейронов в первом и втором триместре беременности, которое приводит к изменениям функционирования ключевых для социального взаимодействия областей головного мозга.

• Описаны нарушения работы нейротрансмиттеров, в частности отмечаются повышенный уровень серотонина и дисбаланс процессов торможения и возбуждения нейронных сетей, связанный с функционированием ГАМК-рецепторов.

Эпидемиология

• По общемировым эпидемиологических данным: 100 человек на 10000 населения (каждый 100-й или 1% населения).

• По данным мониторинга в США: 230 человек на 10 000 детского населения в возрасте 8 лет (каждый 44-й или 2,3% населения).

• На основе статистических данных в России: 2,5 человек на 10000 населения (каждый 4000-й или 0,025% населения).

• Чаще диагностируется у мальчиков (соотношение 3:1, а не 4:1).

Классификация РАС в МКБ-10
Рис. 3. Классификация РАС в МКБ-10

Классификация

Для диагностики аутизма в соответствии с МКБ-10 необходимо выявление трех групп нарушений

• Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия.

• Качественные аномалии в общении (коммуникации).

• Ограниченные повторяющиеся стереотипные движения, поведение и интересы (увлечения).

Для постановки диагноза «Ранний детский аутизм» необходимо появление симптомов в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

В МКБ-11 впервые включен термин «Расстройство аутистического спектра» — «детский аутизм», «атипичный аутизм», «синдром Аспергера» объединены в единый диагноз.

Рис. 3. Классификация РАС в МКБ-11
Рис. 3. Классификация РАС в МКБ-11

Клиническая картина

I. Нарушения в области социального взаимодействия

• Трудности в установлении и поддержании социальных контактов.

• Проблемы с распознаванием и пониманием социальных сигналов.

• Недостаток или отсутствие интереса к взаимодействию с другими людьми.

II. Нарушения в области коммуникации (аномалии в общении)

• Задержки или отсутствие речевого развития.

• Трудности в ведении диалога и использовании жестов.

• Монотонная или необычная интонация речи, эхо-реплики.

III. Ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение

• Стереотипные движения (например, хлопание руками).

• Ритуальные или ригидные паттерны поведения.

• Узкий круг интересов, интенсивное увлечение специфическими темами.

IV. Коморбидные состояния

• Фобии и тревожные расстройства.

• Нарушения сна и питания.

• Агрессивное поведение и аутоагрессия.

Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации

1. Ранний возраст

• Слабый зрительный контакт, жестикуляция, мимика, поза.

• Низкая заинтересованность и способность поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

• Недостаточная реакция на обращенную речь и имя.

• Низкий интерес к совместным играм, неспособность удерживать внимание.

• Необычное поведение в социальных ситуациях (нарушение телесных границ, отсутствие смущения, избыточная тревога).

• Полное отсутствие речи или своеобразие речи (не поддерживает беседы, не задает вопросов).

• Отсутствие лепетной речи, повторяющаяся и стереотипная речь (эхолалия).

2. Возраст старше 7 лет

• Сохраняющиеся выраженные нарушения социального взаимодействия и коммуникации.

• Высокая социальная заинтересованность, но неспособность выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила.

• Трудности в построении «моделей психического состояния» других людей.

• Особенности невербальной коммуникации (чрезмерная или отсутствующая жестикуляция, нестойкий или избыточный зрительный контакт).

• Наивность, простодушие, сложности в понимании сарказма и юмора, стремление к негибким правилам общения.

Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения

1. Ранний возраст

• Необычная игровая деятельность (разбрасывание, постукивание, облизывание).

• Необычные интересы (изучение движущихся предметов, узкие темы, интерес к алфавиту, цифрам, характеристикам предметов).

• Проблемы переключения внимания, стремление к соблюдению постоянства.

• Повторяющиеся движения (раскачивание, взмахи руками, кручение пальцами).

2. Старший возраст

• Трансформация симптомов по содержанию и степени выраженности.

• Сужение и однообразие интересов, стремление к сохранению постоянства.

• Психический дискомфорт при нарушении привычного порядка.

• Когнитивная ригидность, склонность к детализации.

Детский аутизм (F84.0)

1. Качественное нарушение социального взаимодействия

• Недостаток использования невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы, жесты).

• Неспособность вступать в отношения со сверстниками, соответствующие возрасту.

• Отсутствие потребности разделить радость, интересы или достижения с другими.

• Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

2. Качественное нарушение в коммуникации

• Задержка развития или полное отсутствие речи (без компенсации жестами или мимикой).

• Неспособность инициировать или поддерживать разговор.

• Стереотипное и повторное использование речевых оборотов.

• Отсутствие спонтанной имитационной или ролевой игры.

3. Повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и деятельность

• Охваченность стереотипными видами деятельности.

• Компульсивное выполнение нефункциональных действий или ритуалов.

• Стереотипы и повторяющиеся вычурные движения.

• Постоянная поглощенность частями объектов.

Атипичный аутизм (F84.1)

Характеристика

• Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия.

• Отсутствие ярко выраженных симптомов в группе аномалий в общении или в группе повторяющегося стереотипного поведения.

• Появление нарушений в развитии после 3 лет.

Типы

• Атипичный по возрасту начала (F84.10).

• Атипичный по феноменологии (F84.11).

Гиперактивное расстройство (F84.4)

Активность и внимание

• Непрерывное двигательное беспокойство.

• Затруднения в сохранении сидячего положения.

• Чрезмерная активность в неподходящих ситуациях.

• Быстрая смена деятельности.

Повторяющееся и стереотипное поведение

• Моторные манеризмы.

• Нефункциональное повторение деятельности.

• Периодическое самоповреждение.

Интеллектуальные и социальные признаки

• Коэффициент интеллектуальности (IQ) ниже 50.

• Отсутствие социального нарушения аутистического типа.

Синдром Аспергера (F84.5)

Характеристика

• Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия.

• Повторяющиеся стереотипные поведения или активности.

• Отсутствие задержки в развитии речи и других речевых нарушений.

• Хорошие способности или углубленные познания часто связаны со сверхценными интересами.

Другие расстройства

Общие расстройства развития (F84.8)

• Для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям, но при отсутствии адекватной информации.

Общее расстройство развития неуточнённое (F84.9)

• Для случаев, когда не могут быть удовлетворены критерии для других рубрик F84.

Гендерные особенности в проявлении симптомов РАС

Различия

• У девочек узкие и сверхценные интересы чаще связаны с людьми и социально более привычны (например, увлечение персонажами мультфильмов).

• У девочек реже проявляется стереотипное поведение и приверженность ритуалам.

• У девочек лучше формируются социальные навыки.

Сопутствующие РАС нарушения (коморбидность)

Частые сопутствующие расстройства

• Расстройство интеллектуального развития.

• Специфические расстройства речи.

• Повышенная раздражительность, агрессия, аутоагрессия.

• Симптомы расстройства активности и внимания (СДВГ), нарушения контроля эмоций, тревога, страхи.

Физические проблемы

• Нарушения сна, эпилепсия, расстройства питания, аллергические заболевания.

• Повышенная чувствительность к различным стимулам (шум, консистенция и температура продуктов, прикосновения).

• Эпилептиформная активность.

Даигностика

Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром на основании характерной для РАС клинической картины и истории развития — сочетания симптомов качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации и ограниченного, стереотипного, повторяющегося поведения.

1. Первичный скрининг и постановка диагноза

• Проводится врачом-педиатром (участковым) при профилактическом осмотре.

• Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром на основании клинической картины и истории развития.

• Для детей старшего возраста требуется анамнестическая оценка динамики РАС.

2. Критерии установления диагноза

• Анамнестические данные.

• Лабораторные исследования.

• Инструментальные диагностические исследования (дифференциальная диагностика).

• Иные методы диагностики.

3. Жалобы и анамнез

• Осмотр врача-психиатра для детей и подростков с риском РАС.

• Врач-психиатр должен выявлять сопутствующие психические расстройства у пациентов с РАС.

• Осмотр врачом-педиатром для оценки сопутствующих соматических расстройств у детей с РАС.

• Осмотр офтальмолога для исключения/коррекции нарушений зрения.

• Осмотр врача-генетика для выявления наследственных заболеваний.

• Осмотр гастроэнтеролога для исключения/коррекции гастроинтестинальных нарушений.

• Осмотр невролога при подозрении на эпилепсию или регресс развития.

4. Физикальное обследование

• Не специфично для диагностики РАС.

• Важно оценивать параметры роста, веса, окружности головы, кожных покровов.

5. Лабораторные диагностические исследования

• Генетическое обследование для уточнения этиологии РАС.

• Анализ крови (КФК и ТТГ) при подозрении на задержку моторного развития.

• Метаболический скрининг и другие лабораторные исследования при подозрении на наследственные нарушения обмена веществ.

6. Инструментальные диагностические исследования

• Исследование слуха для исключения нарушений слуха.

• Не рекомендуется рутинное проведение ЭЭГ и нейровизуализации для диагностики РАС.

7. Иные диагностические исследования

• Включение скрининга в профилактические осмотры.

• Использование скрининговых инструментов I и II уровня для выявления риска РАС.

• В случае выявления риска РАС рекомендуется дальнейшая психологическая диагностика.

Проблемы и рекомендации

• В России недостаточно адаптированных и стандартизированных инструментов для диагностики РАС.

• Необходима консолидация усилий для адаптации методик, обучения специалистов и дистрибьюции материалов.

Лечение

• Лечение РАС: медикаментозная и немедикаментозная терапия.

• Лекарственные препараты не влияют на ключевые симптомы РАС.

• Основные методы лечения: поведенческие, образовательные, психологические вмешательства.

• Фармакологическое лечение эффективно при коморбидных расстройствах: раздражительность, агрессия, тревога, депрессия, СДВГ, расстройства сна.

I. Фармакологическое лечение

Перед началом лечения!

• Исключить другие медицинские проблемы и влияние окружающей среды.

• Лекарства назначают при значительных поведенческих нарушениях, неподдающихся немедикаментозной коррекции.

Коморбидные расстройства у детей с РАС

• Диагностика и лечение должны соответствовать рекомендациям для каждого конкретного расстройства.

Антидепрессанты (СИОЗС и ТЦА)

• Ограниченные данные о применении у пациентов с РАС.

• Эффективны для лечения ОКР и депрессии.

• В России: сертралин (с 6 лет), флувоксамин (с 8 лет).

• Дозировка сертралина: 25–50 мг/сут (максимум 200 мг/сут).

• Дозировка флувоксамина: 25–200 мг/сут.

Лечение раздражительности

Рисперидон: эффективен с 5 лет, дозировка зависит от веса ребенка (0,25–3 мг/сут).

Арипипразол: эффективен с 6 лет, но в России не разрешен до 18 лет (доза 5–15 мг/сут).

Лечение СДВГ

Атомоксетин: эффективен с 6 лет, дозировка до 1,2 мг/кг/день.

• Возможное использование гуанфацина и клонидина (не зарегистрированы в России).

Лечение расстройств сна

Мелатонин: эффективен для облегчения засыпания и увеличения продолжительности сна (доза 2–5 мг перед сном).

II. Иное лечение

• Многие методы не имеют доказанной эффективности и безопасности: иппотерапия, арт-терапия, метод Томатис, стволовые клетки и другие.

• Диеты (безглютеновая, безказеиновая, кетогенная) не подтверждены как эффективные для улучшения симптомов РАС.

• Рекомендуется консультация диетолога при выборе диеты.

Методы, не рекомендованные для терапии РАС

Хелирование: неэффективно, опасно, может привести к серьезным побочным эффектам и смерти.

Гипербарическая оксигенация: не оказывает положительного эффекта, может вызвать баротравму уха и другие побочные эффекты.

Рекомендации

• Регулярно оценивать прогресс и побочные эффекты при применении антипсихотиков.

• Рассматривать поведенческие и образовательные вмешательства перед назначением медикаментов.

• Периодически пытаться снизить дозу или прекратить прием лекарств, чтобы подтвердить необходимость их продолжения.

Медицинская реабилитация

Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение включают применение природных лечебных факторов. На данный момент нет специфических методов реабилитации для РАС (расстройств аутистического спектра). Эффективным средством является постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов. Такие вмешательства могут проводить педагоги, психологи, логопеды, родители и родственники ребенка с РАС. Врачебные рекомендации по выбору вмешательств для абилитации детей с РАС являются важной частью консультаций после постановки диагноза и в ходе регулярных приемов.

Хотя методологические сложности мешают доказать эффективность отдельных подходов, многие из них признаны полезными для различных групп пациентов с РАС. Однако большинство вмешательств не имеют доказанной эффективности для уменьшения симптомов РАС. Целью вмешательств часто является развитие речи, альтернативной коммуникации, когнитивных способностей и адаптивного поведения.

Классификация вмешательств сложна из-за отсутствия единой общепринятой системы и различий в терминологии. Вмешательства делят на комплексные и целевые. Комплексные программы интенсивны и многокомпонентны, а целевые вмешательства кратковременны и направлены на решение конкретных проблем.

Комплексные программы

1. EIBI (раннее интенсивное поведенческое вмешательство)

• Развитие когнитивных способностей, речевых навыков и адаптивного поведения у дошкольников.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

2. Денверская модель раннего вмешательства (ESDM)

• Для детей до 6 лет: развитие речевых и когнитивных навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

• Для детей 18–30 месяцев: снижение симптоматики аутизма.

• Уровень убедительности рекомендаций — C.

3. Программа LEAP

• Для дошкольников с РАС от 4 лет: развитие когнитивных, речевых и социальных навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — B.

4. Программа TEACCH

• Для детей, подростков и молодых людей с РАС: улучшение социального поведения и развитие различных навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — B.

Целевые вмешательства

1. PACT

• Для детей 2–5 лет: развитие коммуникативных навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

2. JASPER

• Для детей до 6 лет: развитие социальных и игровых навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

3. PRT (тренинг ключевых реакций)

• Для детей 2–6 лет: развитие речевых навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — B.

4. PECS (система коммуникации с помощью карточек)

• Для детей с низким уровнем речи: развитие функциональной коммуникации и социальных навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

5. DIR/Floortime

• Для дошкольников: развитие социальных навыков и улучшение коммуникации с родителями.

• Уровень убедительности рекомендаций — B.

6. Методика социальных историй

• Для детей и подростков: обучение социальным навыкам и снижение нежелательного поведения.

• Уровень убедительности рекомендаций — C.

Другие рекомендованные подходы

1. Обучение родителей работе с нежелательным поведением

• Для снижения нежелательного поведения у детей и подростков с РАС до 18 лет.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

2. Адаптивная физическая культура

• Для улучшения моторных, физических и социальных навыков.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

3. Когнитивно-поведенческая психотерапия

• Для снижения тревожности у детей и подростков с РАС без интеллектуальной недостаточности.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

4. Групповое обучение социальным навыкам

• Для детей от 5 лет без интеллектуальной недостаточности.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

5. Методики альтернативной и дополнительной коммуникации

• Для детей с низким уровнем функциональной речи.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

6. Методики прикладного анализа поведения (ПАП)

• Использование таких методов как функциональная оценка/анализ поведения, подкрепление, гашение, подсказки, метод отдельных блоков, обучение функциональной коммуникации и др.

• Уровень убедительности рекомендаций — A.

Профилактика

Профилактика и диспансерное наблюдение РАС

РАС — это группа расстройств, для которых нет специфических профилактических мер. Раннее выявление признаков РАС и организация комплексной помощи улучшают прогноз. Используются скрининговые методики для выявления детей группы риска, которые нуждаются в углубленной диагностике у психиатра.

Приказ Минздрава РФ от 13 июня 2019 г. № 396н обязывает проводить скрининг на нарушения психического развития путем анкетирования родителей детей в возрасте 2 лет. Врач-психиатр осматривает только детей из группы риска.

Вторичная профилактика

Основное внимание уделяется профилактике вторичных осложнений, связанных с РАС, и мультиморбидности (высокая распространенность сопутствующих заболеваний). Важно своевременное выявление и лечение сопутствующих заболеваний (тревога, депрессия, нарушения сна и т.д.) для улучшения прогноза и предотвращения осложнений.

Специалисты должны учитывать не только типичные жалобы, но и поведенческие изменения, которые могут свидетельствовать о болевом синдроме или дискомфорте у детей с РАС.

Комплексная помощь

Важна работа специалистов (педиатры, психиатры, клинические психологи) с родителями и окружением ребенка. Необходимо консультирование и психообразование родителей по вопросам РАС, лечения и абилитации, а также оказание психологической поддержки семье.

Третичная профилактика

Включает психосоциальную реабилитацию и психообразовательные программы для членов семей и пациентов.

Рекомендации

1. Диспансерное наблюдение психиатром: осмотр и консультация не реже 1 раза в год всем детям и подросткам с РАС.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).

2. Диспансерное наблюдение педиатром: осмотр и консультация не реже 1 раза в год для контроля за соматическим состоянием.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).

3. Психообразование родителей: консультирование родителей детей с риском РАС или подтвержденным диагнозом для информирования и психологической поддержки.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).

4. Групповая психообразовательная работа: семинары, тренинги и группы поддержки для родственников пациентов с РАС.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).

5. Мониторинг побочных эффектов антипсихотиков: постоянный контроль за побочными эффектами у детей с РАС, получающих эту терапию.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).

Основные регулирующие документы: Закон РФ «О психиатрической помощи» и Приказ Минздрава РФ от 31.12.2002 № 420. Эффективная модель наблюдения — мультидисциплинарная команда специалистов.

Организация оказания медицинской помощи 

1. Доступность медицинских услуг. Детям с аутизмом, как и остальному населению, нужны доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, включая профилактику и лечение заболеваний. Однако уровень удовлетворения медицинских потребностей детей с аутизмом ниже, чем у остального населения.

2. Обследование и диагностика. Обследование, постановка диагноза и диспансерное наблюдение детей с РАС проводятся амбулаторно или полустационарно в государственных учреждениях первичного звена здравоохранения или специализированной медицинской помощи. Родители имеют право на получение медицинской помощи по месту регистрации и на выбор медицинской организации и врача вне места постоянного проживания согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

3. Госпитализация. По данным исследований, подростки с РАС проводят в 4 раза больше дней в соматических стационарах и в 12 раз больше дней в психиатрических стационарах по сравнению с контрольной группой. Более 90% детей с РАС, госпитализируемых в психиатрические стационары, имеют хотя бы одно коморбидное психическое расстройство.

4. Рекомендации по госпитализации. Госпитализация рекомендуется только при выраженных коморбидных психических расстройствах. Из-за высокой распространенности мультиморбидности и трудностей выявления сопутствующих заболеваний, обследование и лечение рекомендуется проводить в медицинских организациях 2-го и 3-го уровней.

5. Показания для госпитализации. Госпитализация в психиатрический стационар необходима при тяжелых поведенческих нарушениях и других коморбидных расстройствах, требующих психофармакологического лечения. Она осуществляется в детское психиатрическое отделение или дневной стационар при добровольном согласии родителей.

6. Показания к выписке. Выписка из психиатрического стационара рекомендуется после успешного подбора психофармакологического лечения и нормализации состояния. На стадии стационара следует начинать работу с семьей и реабилитационные мероприятия.

Типы исходов РАС

Дополнительная информация включает факторы, влияющие на исход заболевания. В случае РАС (расстройства аутистического спектра), исходы подразумевают промежуточные результаты немедицинских вмешательств или абилитации.

1. Оптимальный исход

• Снятие диагноза и нормализация состояния.

• Доля таких исходов увеличивалась с 1,5% (1970 г.) до 25% (2008 г.).

2. Лучший исход из возможных

• Адекватное когнитивное функционирование и инклюзивное обучение.

• Эти критерии делают исход лучшим из возможных.

3. Значимый исход

• Индивидуальный прогресс навыков.

• Сравнение с общей популяцией и личным прогрессом.

Дополнительные аспекты

• Смена диагноза РАС на другие психические расстройства в возрасте 18 лет не допускается.

• Пациенты с РАС могут иметь право на инвалидность и специальные образовательные условия.

• 80% пациентов могут обучаться по стандартным и коррекционным программам, в то время как 20% с тяжелыми формами аутизма имеют неблагоприятный прогноз.