Клинические рекомендации РАС — 2024
Оглавление
Обновленный проект клинических рекомендаций «Расстройства аутистического спектра у детей», разработанный Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику и Союзом педиатров России, одобрен Научно-практическим советом Минздрава России 30 мая 2024 года.
Общая информация
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение нейропсихического развития, для которого характерна триада, предложенная Лорной Уинг (Рис. 1).
Для РАС характерно
1. Проявление в раннем детстве.
2. Отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций.
3. Отставание и задержка социально-коммуникативных навыков.
4. Сохраняется на протяжении всей жизни.
Этиология
Множество факторов влияет на возникновение РАС, но ведущее значение принадлежит генетическим и средовым (Рис. 2.). Не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС.
Патогенез
• Не существует единой концепции патогенеза РАС. До настоящего времени не описано единого механизма формирования РАС как на биохимическом, так и на структурном уровне.
• Большинство теорий связывает развитие РАС с нарушением процесса созревания центральной нервной системы, как следствие — нарушение нормального развития психических функций. В основе РАС может лежать избыточное образование синаптических связей и общее увеличение размера головного мозга в первые годы жизни ребенка.
• Приводятся данные о нарушении миграции нейронов в первом и втором триместре беременности, которое приводит к изменениям функционирования ключевых для социального взаимодействия областей головного мозга.
• Описаны нарушения работы нейротрансмиттеров, в частности отмечаются повышенный уровень серотонина и дисбаланс процессов торможения и возбуждения нейронных сетей, связанный с функционированием ГАМК-рецепторов.
Эпидемиология
• По общемировым эпидемиологических данным: 100 человек на 10000 населения (каждый 100-й или 1% населения).
• По данным мониторинга в США: 230 человек на 10 000 детского населения в возрасте 8 лет (каждый 44-й или 2,3% населения).
• На основе статистических данных в России: 2,5 человек на 10000 населения (каждый 4000-й или 0,025% населения).
• Чаще диагностируется у мальчиков (соотношение 3:1, а не 4:1).
Классификация
Для диагностики аутизма в соответствии с МКБ-10 необходимо выявление трех групп нарушений
• Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия.
• Качественные аномалии в общении (коммуникации).
• Ограниченные повторяющиеся стереотипные движения, поведение и интересы (увлечения).
Для постановки диагноза «Ранний детский аутизм» необходимо появление симптомов в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
В МКБ-11 впервые включен термин «Расстройство аутистического спектра» — «детский аутизм», «атипичный аутизм», «синдром Аспергера» объединены в единый диагноз.
Клиническая картина
I. Нарушения в области социального взаимодействия
• Трудности в установлении и поддержании социальных контактов.
• Проблемы с распознаванием и пониманием социальных сигналов.
• Недостаток или отсутствие интереса к взаимодействию с другими людьми.
II. Нарушения в области коммуникации (аномалии в общении)
• Задержки или отсутствие речевого развития.
• Трудности в ведении диалога и использовании жестов.
• Монотонная или необычная интонация речи, эхо-реплики.
III. Ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение
• Стереотипные движения (например, хлопание руками).
• Ритуальные или ригидные паттерны поведения.
• Узкий круг интересов, интенсивное увлечение специфическими темами.
IV. Коморбидные состояния
• Фобии и тревожные расстройства.
• Нарушения сна и питания.
• Агрессивное поведение и аутоагрессия.
Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации
1. Ранний возраст
• Слабый зрительный контакт, жестикуляция, мимика, поза.
• Низкая заинтересованность и способность поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
• Недостаточная реакция на обращенную речь и имя.
• Низкий интерес к совместным играм, неспособность удерживать внимание.
• Необычное поведение в социальных ситуациях (нарушение телесных границ, отсутствие смущения, избыточная тревога).
• Полное отсутствие речи или своеобразие речи (не поддерживает беседы, не задает вопросов).
• Отсутствие лепетной речи, повторяющаяся и стереотипная речь (эхолалия).
2. Возраст старше 7 лет
• Сохраняющиеся выраженные нарушения социального взаимодействия и коммуникации.
• Высокая социальная заинтересованность, но неспособность выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила.
• Трудности в построении «моделей психического состояния» других людей.
• Особенности невербальной коммуникации (чрезмерная или отсутствующая жестикуляция, нестойкий или избыточный зрительный контакт).
• Наивность, простодушие, сложности в понимании сарказма и юмора, стремление к негибким правилам общения.
Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения
1. Ранний возраст
• Необычная игровая деятельность (разбрасывание, постукивание, облизывание).
• Необычные интересы (изучение движущихся предметов, узкие темы, интерес к алфавиту, цифрам, характеристикам предметов).
• Проблемы переключения внимания, стремление к соблюдению постоянства.
• Повторяющиеся движения (раскачивание, взмахи руками, кручение пальцами).
2. Старший возраст
• Трансформация симптомов по содержанию и степени выраженности.
• Сужение и однообразие интересов, стремление к сохранению постоянства.
• Психический дискомфорт при нарушении привычного порядка.
• Когнитивная ригидность, склонность к детализации.
Детский аутизм (F84.0)
1. Качественное нарушение социального взаимодействия
• Недостаток использования невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы, жесты).
• Неспособность вступать в отношения со сверстниками, соответствующие возрасту.
• Отсутствие потребности разделить радость, интересы или достижения с другими.
• Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.
2. Качественное нарушение в коммуникации
• Задержка развития или полное отсутствие речи (без компенсации жестами или мимикой).
• Неспособность инициировать или поддерживать разговор.
• Стереотипное и повторное использование речевых оборотов.
• Отсутствие спонтанной имитационной или ролевой игры.
3. Повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и деятельность
• Охваченность стереотипными видами деятельности.
• Компульсивное выполнение нефункциональных действий или ритуалов.
• Стереотипы и повторяющиеся вычурные движения.
• Постоянная поглощенность частями объектов.
Атипичный аутизм (F84.1)
Характеристика
• Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия.
• Отсутствие ярко выраженных симптомов в группе аномалий в общении или в группе повторяющегося стереотипного поведения.
• Появление нарушений в развитии после 3 лет.
Типы
• Атипичный по возрасту начала (F84.10).
• Атипичный по феноменологии (F84.11).
Гиперактивное расстройство (F84.4)
Активность и внимание
• Непрерывное двигательное беспокойство.
• Затруднения в сохранении сидячего положения.
• Чрезмерная активность в неподходящих ситуациях.
• Быстрая смена деятельности.
Повторяющееся и стереотипное поведение
• Моторные манеризмы.
• Нефункциональное повторение деятельности.
• Периодическое самоповреждение.
Интеллектуальные и социальные признаки
• Коэффициент интеллектуальности (IQ) ниже 50.
• Отсутствие социального нарушения аутистического типа.
Синдром Аспергера (F84.5)
Характеристика
• Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия.
• Повторяющиеся стереотипные поведения или активности.
• Отсутствие задержки в развитии речи и других речевых нарушений.
• Хорошие способности или углубленные познания часто связаны со сверхценными интересами.
Другие расстройства
Общие расстройства развития (F84.8)
• Для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям, но при отсутствии адекватной информации.
Общее расстройство развития неуточнённое (F84.9)
• Для случаев, когда не могут быть удовлетворены критерии для других рубрик F84.
Гендерные особенности в проявлении симптомов РАС
Различия
• У девочек узкие и сверхценные интересы чаще связаны с людьми и социально более привычны (например, увлечение персонажами мультфильмов).
• У девочек реже проявляется стереотипное поведение и приверженность ритуалам.
• У девочек лучше формируются социальные навыки.
Сопутствующие РАС нарушения (коморбидность)
Частые сопутствующие расстройства
• Расстройство интеллектуального развития.
• Специфические расстройства речи.
• Повышенная раздражительность, агрессия, аутоагрессия.
• Симптомы расстройства активности и внимания (СДВГ), нарушения контроля эмоций, тревога, страхи.
Физические проблемы
• Нарушения сна, эпилепсия, расстройства питания, аллергические заболевания.
• Повышенная чувствительность к различным стимулам (шум, консистенция и температура продуктов, прикосновения).
• Эпилептиформная активность.
Даигностика
Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром на основании характерной для РАС клинической картины и истории развития — сочетания симптомов качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации и ограниченного, стереотипного, повторяющегося поведения.
1. Первичный скрининг и постановка диагноза
• Проводится врачом-педиатром (участковым) при профилактическом осмотре.
• Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром на основании клинической картины и истории развития.
• Для детей старшего возраста требуется анамнестическая оценка динамики РАС.
2. Критерии установления диагноза
• Анамнестические данные.
• Лабораторные исследования.
• Инструментальные диагностические исследования (дифференциальная диагностика).
• Иные методы диагностики.
3. Жалобы и анамнез
• Осмотр врача-психиатра для детей и подростков с риском РАС.
• Врач-психиатр должен выявлять сопутствующие психические расстройства у пациентов с РАС.
• Осмотр врачом-педиатром для оценки сопутствующих соматических расстройств у детей с РАС.
• Осмотр офтальмолога для исключения/коррекции нарушений зрения.
• Осмотр врача-генетика для выявления наследственных заболеваний.
• Осмотр гастроэнтеролога для исключения/коррекции гастроинтестинальных нарушений.
• Осмотр невролога при подозрении на эпилепсию или регресс развития.
4. Физикальное обследование
• Не специфично для диагностики РАС.
• Важно оценивать параметры роста, веса, окружности головы, кожных покровов.
5. Лабораторные диагностические исследования
• Генетическое обследование для уточнения этиологии РАС.
• Анализ крови (КФК и ТТГ) при подозрении на задержку моторного развития.
• Метаболический скрининг и другие лабораторные исследования при подозрении на наследственные нарушения обмена веществ.
6. Инструментальные диагностические исследования
• Исследование слуха для исключения нарушений слуха.
• Не рекомендуется рутинное проведение ЭЭГ и нейровизуализации для диагностики РАС.
7. Иные диагностические исследования
• Включение скрининга в профилактические осмотры.
• Использование скрининговых инструментов I и II уровня для выявления риска РАС.
• В случае выявления риска РАС рекомендуется дальнейшая психологическая диагностика.
Проблемы и рекомендации
• В России недостаточно адаптированных и стандартизированных инструментов для диагностики РАС.
• Необходима консолидация усилий для адаптации методик, обучения специалистов и дистрибьюции материалов.
Лечение
• Лечение РАС: медикаментозная и немедикаментозная терапия.
• Лекарственные препараты не влияют на ключевые симптомы РАС.
• Основные методы лечения: поведенческие, образовательные, психологические вмешательства.
• Фармакологическое лечение эффективно при коморбидных расстройствах: раздражительность, агрессия, тревога, депрессия, СДВГ, расстройства сна.
I. Фармакологическое лечение
Перед началом лечения!
• Исключить другие медицинские проблемы и влияние окружающей среды.
• Лекарства назначают при значительных поведенческих нарушениях, неподдающихся немедикаментозной коррекции.
Коморбидные расстройства у детей с РАС
• Диагностика и лечение должны соответствовать рекомендациям для каждого конкретного расстройства.
Антидепрессанты (СИОЗС и ТЦА)
• Ограниченные данные о применении у пациентов с РАС.
• Эффективны для лечения ОКР и депрессии.
• В России: сертралин (с 6 лет), флувоксамин (с 8 лет).
• Дозировка сертралина: 25–50 мг/сут (максимум 200 мг/сут).
• Дозировка флувоксамина: 25–200 мг/сут.
Лечение раздражительности
• Рисперидон: эффективен с 5 лет, дозировка зависит от веса ребенка (0,25–3 мг/сут).
• Арипипразол: эффективен с 6 лет, но в России не разрешен до 18 лет (доза 5–15 мг/сут).
Лечение СДВГ
• Атомоксетин: эффективен с 6 лет, дозировка до 1,2 мг/кг/день.
• Возможное использование гуанфацина и клонидина (не зарегистрированы в России).
Лечение расстройств сна
• Мелатонин: эффективен для облегчения засыпания и увеличения продолжительности сна (доза 2–5 мг перед сном).
II. Иное лечение
• Многие методы не имеют доказанной эффективности и безопасности: иппотерапия, арт-терапия, метод Томатис, стволовые клетки и другие.
• Диеты (безглютеновая, безказеиновая, кетогенная) не подтверждены как эффективные для улучшения симптомов РАС.
• Рекомендуется консультация диетолога при выборе диеты.
Методы, не рекомендованные для терапии РАС
• Хелирование: неэффективно, опасно, может привести к серьезным побочным эффектам и смерти.
• Гипербарическая оксигенация: не оказывает положительного эффекта, может вызвать баротравму уха и другие побочные эффекты.
Рекомендации
• Регулярно оценивать прогресс и побочные эффекты при применении антипсихотиков.
• Рассматривать поведенческие и образовательные вмешательства перед назначением медикаментов.
• Периодически пытаться снизить дозу или прекратить прием лекарств, чтобы подтвердить необходимость их продолжения.
Медицинская реабилитация
Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение включают применение природных лечебных факторов. На данный момент нет специфических методов реабилитации для РАС (расстройств аутистического спектра). Эффективным средством является постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов. Такие вмешательства могут проводить педагоги, психологи, логопеды, родители и родственники ребенка с РАС. Врачебные рекомендации по выбору вмешательств для абилитации детей с РАС являются важной частью консультаций после постановки диагноза и в ходе регулярных приемов.
Хотя методологические сложности мешают доказать эффективность отдельных подходов, многие из них признаны полезными для различных групп пациентов с РАС. Однако большинство вмешательств не имеют доказанной эффективности для уменьшения симптомов РАС. Целью вмешательств часто является развитие речи, альтернативной коммуникации, когнитивных способностей и адаптивного поведения.
Классификация вмешательств сложна из-за отсутствия единой общепринятой системы и различий в терминологии. Вмешательства делят на комплексные и целевые. Комплексные программы интенсивны и многокомпонентны, а целевые вмешательства кратковременны и направлены на решение конкретных проблем.
Комплексные программы
1. EIBI (раннее интенсивное поведенческое вмешательство)
• Развитие когнитивных способностей, речевых навыков и адаптивного поведения у дошкольников.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
2. Денверская модель раннего вмешательства (ESDM)
• Для детей до 6 лет: развитие речевых и когнитивных навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
• Для детей 18–30 месяцев: снижение симптоматики аутизма.
• Уровень убедительности рекомендаций — C.
3. Программа LEAP
• Для дошкольников с РАС от 4 лет: развитие когнитивных, речевых и социальных навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — B.
4. Программа TEACCH
• Для детей, подростков и молодых людей с РАС: улучшение социального поведения и развитие различных навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — B.
Целевые вмешательства
1. PACT
• Для детей 2–5 лет: развитие коммуникативных навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
2. JASPER
• Для детей до 6 лет: развитие социальных и игровых навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
3. PRT (тренинг ключевых реакций)
• Для детей 2–6 лет: развитие речевых навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — B.
4. PECS (система коммуникации с помощью карточек)
• Для детей с низким уровнем речи: развитие функциональной коммуникации и социальных навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
5. DIR/Floortime
• Для дошкольников: развитие социальных навыков и улучшение коммуникации с родителями.
• Уровень убедительности рекомендаций — B.
6. Методика социальных историй
• Для детей и подростков: обучение социальным навыкам и снижение нежелательного поведения.
• Уровень убедительности рекомендаций — C.
Другие рекомендованные подходы
1. Обучение родителей работе с нежелательным поведением
• Для снижения нежелательного поведения у детей и подростков с РАС до 18 лет.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
2. Адаптивная физическая культура
• Для улучшения моторных, физических и социальных навыков.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
3. Когнитивно-поведенческая психотерапия
• Для снижения тревожности у детей и подростков с РАС без интеллектуальной недостаточности.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
4. Групповое обучение социальным навыкам
• Для детей от 5 лет без интеллектуальной недостаточности.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
5. Методики альтернативной и дополнительной коммуникации
• Для детей с низким уровнем функциональной речи.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
6. Методики прикладного анализа поведения (ПАП)
• Использование таких методов как функциональная оценка/анализ поведения, подкрепление, гашение, подсказки, метод отдельных блоков, обучение функциональной коммуникации и др.
• Уровень убедительности рекомендаций — A.
Профилактика
Профилактика и диспансерное наблюдение РАС
РАС — это группа расстройств, для которых нет специфических профилактических мер. Раннее выявление признаков РАС и организация комплексной помощи улучшают прогноз. Используются скрининговые методики для выявления детей группы риска, которые нуждаются в углубленной диагностике у психиатра.
Приказ Минздрава РФ от 13 июня 2019 г. № 396н обязывает проводить скрининг на нарушения психического развития путем анкетирования родителей детей в возрасте 2 лет. Врач-психиатр осматривает только детей из группы риска.
Вторичная профилактика
Основное внимание уделяется профилактике вторичных осложнений, связанных с РАС, и мультиморбидности (высокая распространенность сопутствующих заболеваний). Важно своевременное выявление и лечение сопутствующих заболеваний (тревога, депрессия, нарушения сна и т.д.) для улучшения прогноза и предотвращения осложнений.
Специалисты должны учитывать не только типичные жалобы, но и поведенческие изменения, которые могут свидетельствовать о болевом синдроме или дискомфорте у детей с РАС.
Комплексная помощь
Важна работа специалистов (педиатры, психиатры, клинические психологи) с родителями и окружением ребенка. Необходимо консультирование и психообразование родителей по вопросам РАС, лечения и абилитации, а также оказание психологической поддержки семье.
Третичная профилактика
Включает психосоциальную реабилитацию и психообразовательные программы для членов семей и пациентов.
Рекомендации
1. Диспансерное наблюдение психиатром: осмотр и консультация не реже 1 раза в год всем детям и подросткам с РАС.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).
2. Диспансерное наблюдение педиатром: осмотр и консультация не реже 1 раза в год для контроля за соматическим состоянием.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).
3. Психообразование родителей: консультирование родителей детей с риском РАС или подтвержденным диагнозом для информирования и психологической поддержки.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).
4. Групповая психообразовательная работа: семинары, тренинги и группы поддержки для родственников пациентов с РАС.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).
5. Мониторинг побочных эффектов антипсихотиков: постоянный контроль за побочными эффектами у детей с РАС, получающих эту терапию.
Уровень рекомендаций — С (уровень доказательств — 5).
Основные регулирующие документы: Закон РФ «О психиатрической помощи» и Приказ Минздрава РФ от 31.12.2002 № 420. Эффективная модель наблюдения — мультидисциплинарная команда специалистов.
Организация оказания медицинской помощи
1. Доступность медицинских услуг. Детям с аутизмом, как и остальному населению, нужны доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, включая профилактику и лечение заболеваний. Однако уровень удовлетворения медицинских потребностей детей с аутизмом ниже, чем у остального населения.
2. Обследование и диагностика. Обследование, постановка диагноза и диспансерное наблюдение детей с РАС проводятся амбулаторно или полустационарно в государственных учреждениях первичного звена здравоохранения или специализированной медицинской помощи. Родители имеют право на получение медицинской помощи по месту регистрации и на выбор медицинской организации и врача вне места постоянного проживания согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
3. Госпитализация. По данным исследований, подростки с РАС проводят в 4 раза больше дней в соматических стационарах и в 12 раз больше дней в психиатрических стационарах по сравнению с контрольной группой. Более 90% детей с РАС, госпитализируемых в психиатрические стационары, имеют хотя бы одно коморбидное психическое расстройство.
4. Рекомендации по госпитализации. Госпитализация рекомендуется только при выраженных коморбидных психических расстройствах. Из-за высокой распространенности мультиморбидности и трудностей выявления сопутствующих заболеваний, обследование и лечение рекомендуется проводить в медицинских организациях 2-го и 3-го уровней.
5. Показания для госпитализации. Госпитализация в психиатрический стационар необходима при тяжелых поведенческих нарушениях и других коморбидных расстройствах, требующих психофармакологического лечения. Она осуществляется в детское психиатрическое отделение или дневной стационар при добровольном согласии родителей.
6. Показания к выписке. Выписка из психиатрического стационара рекомендуется после успешного подбора психофармакологического лечения и нормализации состояния. На стадии стационара следует начинать работу с семьей и реабилитационные мероприятия.
Типы исходов РАС
Дополнительная информация включает факторы, влияющие на исход заболевания. В случае РАС (расстройства аутистического спектра), исходы подразумевают промежуточные результаты немедицинских вмешательств или абилитации.
1. Оптимальный исход
• Снятие диагноза и нормализация состояния.
• Доля таких исходов увеличивалась с 1,5% (1970 г.) до 25% (2008 г.).
2. Лучший исход из возможных
• Адекватное когнитивное функционирование и инклюзивное обучение.
• Эти критерии делают исход лучшим из возможных.
3. Значимый исход
• Индивидуальный прогресс навыков.
• Сравнение с общей популяцией и личным прогрессом.
Дополнительные аспекты
• Смена диагноза РАС на другие психические расстройства в возрасте 18 лет не допускается.
• Пациенты с РАС могут иметь право на инвалидность и специальные образовательные условия.
• 80% пациентов могут обучаться по стандартным и коррекционным программам, в то время как 20% с тяжелыми формами аутизма имеют неблагоприятный прогноз.