РАСбитые зеркала

Разбитое зеркало

Оглавление

Изучение аутизма привело к развитию множества теорий, пытающихся объяснить, какие механизмы лежат в основе этого сложного расстройства. Среди наиболее перспективных подходов особое место занимают две концепции, предложенные учеными в рамках нейронауки.

Первая из них связана с дисфункцией зеркальных нейронов — уникальной системой мозга, которая играет ключевую роль в распознавании и воспроизведении действий других людей. Нарушения в работе этих нейронов могут объяснять характерные социальные дефициты у людей с аутизмом, такие как трудности в распознавании намерений и эмоций.

Вторая концепция — теория искаженного «эмоционального ландшафта» — рассматривает, как нарушения в связях между сенсорными областями мозга и лимбической системой могут приводить к аномальным эмоциональным реакциям, часто наблюдаемым у аутичных детей.

Эти теории не только проливают свет на природу аутизма, но и открывают новые пути для диагностики и терапии, что делает их важным шагом на пути к более глубокому пониманию этого расстройства.

Теории аутизма
Теории аутизма

Концепция дисфункции зеркальных нейронов

Теория. Зеркальные нейроны — это нейронные сети, которые не только управляют движениями, но и позволяют людям и обезьянам понимать намерения других через мысленное воспроизведение их действий. У пациентов с аутизмом наблюдается снижение активности этих нейронов в нижней фронтальной извилине, что может объяснять их трудности в распознавании намерений других людей. Также дисфункции в других отделах мозга, связанных с зеркальными нейронами, могут приводить к неспособности к сопереживанию и речевым дефектам.

Экспериментальное подтверждение. Исследования показали, что у детей с аутизмом отсутствует подавление мю-ритма в электроэнцефалограмме при наблюдении за действиями других, что свидетельствует о нарушении работы зеркальных нейронов.

Практическая польза. Понимание дисфункции зеркальных нейронов может помочь в разработке новых методов диагностики и терапии, направленных на улучшение социальных навыков у людей с аутизмом. Например, биологическая обратная связь — один из перспективных методов коррекции: если функции зеркальных нейронов утрачены не окончательно, то дети могут научиться подавлять мю-ритм, глядя на монитор.

Интересный факт. У людей с аутизмом выявлены не только функциональные, но и структурные изменения в мозжечке и стволе мозга, что подчеркивает комплексность этого расстройства.

Концепция искаженного «эмоционального ландшафта»

Теория. Эмоциональный ландшафт формируется миндалиной, которая на основе сенсорной информации и прошлого опыта регулирует эмоциональные реакции человека. У детей с аутизмом связи между сенсорными областями мозга и миндалиной нарушены, что приводит к чрезмерным эмоциональным реакциям на обычные события.

Экспериментальное подтверждение. В экспериментах показано, что у детей с аутизмом уровень автономного возбуждения выше, чем у контрольной группы. Это подтверждает гипотезу о нарушении эмоциональной регуляции.

Практическая польза. Теория помогает объяснить поведение детей с аутизмом и может способствовать разработке методов терапии, направленных на корректировку эмоциональных реакций. Например, понимание того, что экстремальные эмоциональные реакции у детей с аутизмом могут быть связаны с нарушениями в связях между сенсорными областями мозга и миндалиной, может привести к созданию стратегий, которые помогут снизить сенсорную перегрузку и улучшить качество жизни таких детей.

Интересный факт. У трети детей с аутизмом в раннем возрасте наблюдалась височная эпилепсия, которая может вызывать искажения в «эмоциональном ландшафте» из-за повреждений в лимбической системе.

Источник: Рамачандран В.С., Оберман Л.М. Разбитые зеркала: теория аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 3. С. 1–9.